Обслуживание и уход за механизмом фрикциона катушек Shimano и Daiwa

Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27
Обслуживание и уход за механизмом фрикциона катушек Shimano и Daiwa

В этой ветке попробую систематизировать и  осветить особенности эксплуатации рыболовных безынерционных и мультипликаторных катушек  на морской рыбалке. В интернете очень много информации об эксплуатации катушек на речках и озерах, но вот о эксплуатации их в морских условиях информации очень мало. Так как при нашем магазине мы открыли сервис по обслуживанию и ремонту катушек и поэтому накопили не мало информации об эксплуатациях катушек  в наших условиях. 

Поговорим сначала о безынерционных катушках морской серии SW таких как Shimano Twin Power, Biomaster и Stella размерного ряда 6000-20000. Эти катушки мы используем для ловли достаточно крупной рыбы в акватории Залива Петра Великого такой как лакедра и треска. Некоторые любители морской рыбалки так же охотяться на катранов и сельдевых акул. Катушки топовых серий достаточно надежные но при активном использовании требуют ухода и заботы.

Хранить катушки после рыбалки и во время межсезонья нужно обязательно с расслабленным фрикционом, шайба фрикциона должна быть расслаблена, так как в этих в морских катушках используют карбоновые шайбы фрикциона а карбон как известно не любит долгих по времени нагрузок, поэтому структура карбона в драговых шайбах при сжатом положении меняется, шайба из карбона как бы плывет, карбоновые нити шайбы распадаются и ворсятся и бывает при попытке снять их со шпули для замены смазки, могут просто разрушится в руках.Это правило в прочем относится и драговым шайбам из войлока, например в бюджетной катушке Shimano Spheros они установлены вместо карбоновых шайб.

При продолжительной, по времени,затяжке войлочной шайбы она выжимается и меняет форму -становится очень тонкой и усилие драга на которую расчитана катушка становитьтся гораздо меньшим чем расчетное.

 

Отредактировано: Evgeniy Seaman вкл 21.02.2018 - 23:09
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

Хочу отметить что карбоновые шайбы например в катушках Шимано Twin Power используются в моделях с 2015 года, Stella c 2013 года. Кстати одними из первых драговые шайбы из карбона появились у  Shimano на катушках Biomaster с 2010 г. В катушках Twin Power, Stella серии 01; 08; 09 (цифпы означают год выпуска модели) используют фрикционный материал,напоминающий паронит в состав которого входит углерод, и по все видимости асбест. Эти шайбы также не любят перетяжки гайкой фрикциона, а также при длительном хранении и не использовании. Шайбы эти очень мягкие и после длительной эксплуатации  просто расползаются.Частицы этого материала при смешивании со смазкой образуют липкий налет внутри шпули и на прижимных металлических шайбах. На фото показана шпуля в разборе катушки SHIMANO TWIN POWER 09'.Шпуля не разбиралась три сезона, катушка  работала по лакедре. Внутри образовалась грязь, перемешанная с со смазкой, частицами самой шайбы и попадания солей.Морская вода всегда найдет дорогу внутрь катушки и шпули даже если стоят резиновые уплотнения.

Прикрепленные файлы: 
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

А вот как устроен механизм драга в бюджетной катушке,произведенной для Японского рынка модель OKUMA AZORES 5500/6500/8000. Внутри три войлочных шайбы как и в SHIMANO SPHEROS но добавлена одна большая карбоновая шайба поэтому катушка держит очень достойный вес: максимальный драг шпули 6500 - 13 кг а шпули 6500 и 8000 все 20 кг. Комбинирование войлочных и карбоновых шайб здесь не только для достижения максимального драга но и для так называемого плавного срыва (начала работы фрикциона начинаяя от просечки рыбы и вываживании)

Прикрепленные файлы: 
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

Точность регулировки тормозного усилия, максимальный драг, плавность срыва и начала работы фрикциона в процессе эксплуатации поэтому постоянно меняется. Использует хозяин свою катушку например 2-3 года чувствует ее работу, привык к ней но постепенно интуитивно затягивает гайку фрикциона все больше и больше, что бы сохранить параметры необходимые для вываживания крупной рыбы. И вот она.. рыба вашей мечты.. фрикцион визжит, плетня травит и тут наступает момент что перетяжка гайки фрикциона приводит к полной блокировке шпули и следует обрыв плетни или сход крупной рыбы. Драговые шайбы то износились,выжались и забились грязью, смазка не выполняет своих функций уже...Вот примерно так и приходит понимание что с катушкой что то не то. На практике очень мало рыбаков думает о фрикицоне и тем более делает ему профилактику.Почему то больше обращают внимание на шум главной пары но только не работу фрикциона.

Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

На фото шпуля в разборе катушки SHIMANO STELLA 18000HG. При разборе одна фрикционная шайба просто распалась на три части (на фото четвертая шайба слева направо). Что бы разобрать шпулю полностью для катушек SHIMANO STELLA 2001 или 2008 года выпуска необходимы специальные сьемники. Пришлось изготовить их на заказ. На шпулях  SHIMANO 2013 и 2015  годов выпуска шпули разбираются при помощи обычной крестовой отвертки.

Прикрепленные файлы: 
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

По поводу какие шайбы использовать взамен старых, если они изношены и не выполняют своих функций: мы используем только оригинальные фрикционные шайбы так как например, фрикционные шайбы CARBONTEX, купленные на Ebay, не подходят для шпуль катушек SHIMANO STELLA и TWIN POWER. По видимому их толщина в дюймах имеет отличичия от метрических размеров. Возможно что шайбы CARBONTEX предназанчены для катушек для Американского рынка. В общем мои эксперименты по установке фрикционных шайб CARBONTEX,купленных на Ебее закончились ничем, я просто не смог собрать шпулю так как не родные шайбы оказались гораздо толще, хоть и написано на них было что они для твинов и стелл.Необходимости мудрить и делать шайбы самому не вижу смысла так надо очень точно подобрать толщину листа из которого надо вырезать необходимые фрикционные шайбы.

Прикрепленные файлы: 
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

Рекомендации по замене фрикционных шайб шпулях безынерционных катушках, используемых по крупной рыбе такие: Если есть необходимость поменять хотя бы одну фрикционную шайбу - менять нужно стразу все. Почему возникнет вопрос, потому что фрикционные шайбы (их может быть от 3 до 5 в катушках SHIMANO) расположены в шпуле катушки последовательно и, если хотя бы одна шайба будет изношена больше, чем остальные то максимальное остаточное тормозное усилие будет определяться именно изношенной фрикционной шайбой. Так же это правило распространяется на материал из которого изготовлена фрикционная шайба. Все шайбы должны быть из одного фрикционного материала, одной плотности и размера (диаметра и толщины шайбы).Ни в коем случае нельзя устанавливать разные фрикционные шайбы - только одинаковые и одного производителя! На фото шпуля катушки SHIMANO BIOMASTER 8000HG 2010г. Хозяин принес в сервис данную катушку к нам. При проверке работы фрикциона, выяснилось что драг у катушки не более 3-5 кг хотя по паспорту должен быть около 13 кг при полностью затянутой гайки фрикциона.При разборке шпули выяснилось что до нас какой то горе мастер поставил одну фрикционную шайбу не по размеру (внутренний диаметр намного больше).Площать поверхности шайбы примерно оказаласьв 2 раза ниже чем должна быть.Замена всего одной фрикционной шайбы вернула катушке паспортный драг. Вроде мелочь, а вот крупную лакедру весом 8-10кг вытащить шансов у него не было бы.

Прикрепленные файлы: 
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

На фото представлены два съемника для разборки шпули катушек SHIMANO STELLA 18000HG  2008 г. и STELLA 20000PG 2001 г.выпусков.

Прикрепленные файлы: 
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

Проверить драг шпули своей катушки очень легко: Затяните гайку фрикциона вашей катушки до упора и попробуйте прокрутить шпулю рукой против вращения от рукояти катушки.

Зная значение Full Drag Вашей катушки можно легко вычислить даже при прокручивании рукой, есть ли необходимость в регулировке и профилактике драговых шайб шпули вашей катушки. Например у катушки Shimano Twin Power 8000HG/PG Ful Drag 28 кг следовательно провернуть шпулю рукой не так кто просто, лично у меня на новой катушке не получается сделать это. Но когда приносят катушки на сервис практически у ВСЕХ!!! катушек SHIMANO 6000-20000 при полной затяжке гайки фрикциона очень легко прокуртить шпулю...После промывки драговых шайб а при необходимости и замены их с нанесением специальной смазки строго в определенном количестве, катушке возвращается паспортный драг.

Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

Для контроля состояния драга  шпули вашей катушки можно использовать Drag Checker японской фирмы Sakura. Модель с контролем до 15 кг позволить проверить  остаточное тормозное усилие в режиме Strike Drag, то есть тормозное усилие при котором происходит борьба с рыбой для всего модельного ряда Shimano  Twin Power 6000-14000. Конечно оценить остаточный Full Drag с этим прибором не получиться.  Единственно, Strike Drag у Shimano Stellа может достигать 20 кг  при максимальной шкале у прибора 15 кг. Но все равно для оценки остаточного драга шкалы в 15 кг я считаю достаточно.

Прикрепленные файлы: 
Аватар пользователя Evgeniy Seaman
Evgeniy Seaman
Последнее посещение: 1 month 2 дня назад
Зарегистрирован: 03.11.2016 - 14:27

На фото в разборе шпуля катушки Shimano Stella 14000XG- 2013г. В принципе у большего размера шпуль 18000 и 20000 почти такая же конструкция,только больше на две маленьких впомогательных драговых шайбы которые под номером 8. В этих катушках главные драговые шайбы  установлены с задней стороны шпули, а не внутри как например у Shimano Twin Power 2009. Я писал выше что если драговые шайбы расположены спереди за гайкой фрикциона, то они должны быть обязательно одинаковые! у Stella 14000XG драговые шайбы, которые принимают всю нагрузку при работе установлены сзади и их всего 2 шт и они одинаковые (номер 10). Что бы сохранить тормозное рабочее усилие и максимальный драг 25 кг, диаметр этих двух драговых шайб значительно увеличили, так есть прямая зависимость  величин тормозного рабочего и максимального драга от диаметра фрикционных шайб и их количества. Если уменьшается количество драговых шайб то нужно увеличить диаметр оставшихся, чтобы не уменьшить величину тягового усилия фрикциона.Маленькая фрикционная шайба под номером 8 выполняет функцию для плавного проскальзывания шпули, для ее опоры и только. 

Прикрепленные файлы: 
Яндекс.Метрика